Расстояния в наше время — понятие относительное. Одно дело грести, к примеру, 3 км до уловистого места, и совсем другое — идти до него на моторе в 3,3 лошадиных силы. А если в моторе 15, 30 или 150 л.с. — тоже получится ощутимая разница по времени, которая может определить, успеете ли вы на клёв, который иногда длится всего лишь несколько минут!
Мощные моторы — это для больших лодок и для состоятельных людей. У моего приятеля лодка 6х2,5м, «Тракер». Со всеми наворотами: гидроусилителем, емкостями для живцов и пойманной рыбы, аэратором. Весьма комфортная лодка. И моторчик на ней — 150ка «Mercury». Максималка — в районе 80 км/ч, если резко дать газ, то чепчик с головы в момент сдувает! Но и аппетит у мотора очень хороший — примерно 1 литр топлива на 1 км пути. Так что прокормить 150 «лошадей» далеко не всем по карману. Да и не «подорожишь» особо на таком моторе.
Большинство рыболовов эксплуатируют моторы мощностью 15-30 л.с. Они позволяют достаточно быстро передвигаться по водоёму и относительно экономичны. На них вполне можно «дорожить», то есть ловить хищную рыбу троллингом. Импортные моторы вполне устойчиво работают на малых оборотах. Это не старые отечественные «Вихри» и «Нептуны», на которых, если таки дорожили, бросали за борт ведро для нужной скорости!
Моторов сейчас — широкий выбор. Тенденция такова, что многие рыболовы начинают с моторов небольшой мощности — 2,5; 3,3; 5 л.с. Но аппетит приходит во время еды, и со временем они понимают, что мотор желателен помощнее. Мы с приятелем начинали с «Mercury» 3,3 л.с. Для ловли троллингом этого мотора вполне достаточно. Ловили вдвоём и втроём. Мотор очень экономичный, на троллинге кушал примерно стакан бензина в час. Лет 5-6 на нём катались. Однажды начал глохнуть. Причалили к ближайшим дачам, попросили отвёртку и плоскогубцы. Вскрыли карбюратор, продули, и проблема была решена! Причём, мы далеко не технари и механики!
Этот мотор пролежал несколько лет без эксплуатации, но завёлся потом с первой попытки!
При выборе мотора нужно учитывать следующие факторы: Моторы бывают двухтактные (бензин необходимо смешивать с маслом) и четырёхтактные, которые используют чистый бензин. Двухтактные легче и чуть быстрее набирают обороты. Четырёхтактные тяжелее и более тяговиты. Расход топлива у четырёхтактных при одинаковой мощности несколько меньше, чем у двухтактных. У двухтактных — 300 грамм на 1 л.с., у четырёхтактных — 250 гр. на л.с. Для вывода лодки на глиссирование считается, что 1 л.с. способна вывести на глиссер вес в 30 кг. Следовательно, если вы ездите на рыбалку в основном один, и ваш вес в пределах 100 кг, то мотора в 5 «лошадок» вам уже будет вполне достаточно для глиссирования на надувной лодке. «Прогресс», естественно, мотор такой мощности на глиссер не выведет. А если вы предпочитаете ездить на рыбалку с кем-то, то тут желателен мотор от 10 лошадиных сил.
В наших краях очень популярен двухтактный «Mercury» 15 л.с. У многих моих знакомых именно эти моторы. Отличаются долговечностью и надёжностью. Вес мотора – 34 кг.
В Сибири весьма популярны «Ямахи». Там считают, что они менее привередливы к бензину и лучше заводятся в холода. Сейчас на рынке появились китайские моторы «Parsun». Это фактически копия Ямахи. Только стоит несколько дешевле.
Скорость на 15 «Mercury» — максималка примерно 42-45 км/час, зависит от лодки и от нагрузки. Чем больше нагрузка, тем, естественно, ниже скорость и больше расход бензина.
Я лично предпочёл четырёхтактный «Mercury» 6 л.с. Весит 24 кг, потребляет бензина примерно 1,5 л/час (на глиссере, при троллинге грамм 300). Максимальная скорость — 29 км/час, это на надувной килевой лодке «Адвенчер» длиной 3,2 м, засекал по GPS. На старой «Казанке» с булями было бы чуть больше. Летом выводит на глиссер и с пассажиром. Но осенью, в тёплой одежде и со снастями, двоих уже на глиссер не выводит.
Да, есть ещё электромоторы, работающие от обычного аккумулятора. Если вам не важна скорость, вполне можно довольствоваться и им. И тихо, и таки чуть быстрее, чем на вёслах!
Добавить комментарий