Сплав меди и цинка, называемый латунью, имеет множество положительных качеств. Главное из них – стойкость к коррозии. Если добавить сюда красивый естественный цвет, возможность полировки и простоту механической обработки, то получаем сравнительно недорогой универсальный материал, как для технических, так и для художественных изделий. Определенные особенности в этот процесс вносит цинк. А именно, его низкая температура плавления (419℃ против 700℃ у меди). При таком соотношении температур плавления цинк начинает выгорать гораздо раньше плавления меди. Еще одна неприятная особенность состоит в том, что, образующийся при сгорании цинка, оксид ZnO является очень ядовитым соединением. Отсюда жесткие требования по технике безопасности, направленные на защиту глаз и дыхательных путей.
Еще одну проблему оксид цинка создает, осаждаясь на свариваемых деталях, что отрицательно сказывается на качестве сварных швов. И только специальная подготовка процесса и ряд технологических приемов её проведения способны нивелировать вредное влияние цинка.
ПОДГОТОВКА К СВАРКЕ
Подготовка к сварка латуни деталей мало отличается от подготовки медных деталей. Различие состоит в том, что тонкие листы латуни не нужно прогревать до начала работы. Предварительный прогрев актуален только для деталей значительной толщины и проводится он непосредственно перед сваркой.
Тонкие листы (толщиной менее 1,5 мм) требуют проведения отбортовки, что почти вдвое увеличивает прочность сварного шва. Листы толщиной от 1,5 мм до 5 мм свариваются без отбортовки и скоса кромок.
При работе с более толстыми листами, большую актуальность приобретает задача выдерживания зазор между деталями в пределах 2 мм. Допустимо увеличение зазора до 4 мм при использовании специальных подкладок.
При толщине листа от 6 мм до 15 мм производится разделка кромки в виде буквы V.
Листы толщиной 6 – 25 мм можно варить только с обеих сторон. При этом желательна разделка кромок в виде буквы «Х». Нарушение любого из вышеперечисленных правил неизбежно приводит к напряжениям в конструкции, вплоть до разрушения шва.
Подготовленные кромки зачищают механически «до металла» абразивами или протравливают 10% азотной кислотой, промывают и протирают ветошью.
Опубликовано в: 09.06.2023 в 08:02
Добавить комментарий